Согласно результатам экспертизы и изучения рынка одноразовой посуды в нашей стране до 2029 года, увеличение масштабов отечественного изготовления одноразовой посуды приведет к снижению импорта. В течение прогнозного периода производство будет сохранять тенденцию к росту.
Отечественные изготовители одноразовой посуды подняли свою долю на рынке за счет уменьшения объемов импорта. В 2019 году объемы импорта были наивысшими, однако в 2023 цены на импорт снизились примерно на 12 %. Предельно большая стоимость на продукцию наблюдается у немецких и итальянских компаний, в то время как более низкие цены предлагаются бельгийскими, турецкими и китайскими поставщиками.
В РФ, ключевая часть используемой биоразлагаемой посуды и упаковки делается из нерастворимой целлюлозы, что составляет около 97,5 %. Большинство этой целлюлозы производится в нашей стране, что делает импортную продукцию менее конкурентоспособной из-за увеличения цен. С одной стороны, мусорные полигоны контролируют сортировку и правильное захоронение мусора, а также его отправку на переработку. Однако, они сталкиваются с проблемой медленной утилизации из-за большого объема отходов и медленного строительства новых объектов. Национальный проект "Экология" в нашей стране направлен на уменьшение объема отходов, поступающих на полигоны, вдвое к 2030 году. Под давлением убытков от импорта, многие импортеры начинают свои разработки биоразлагаемой посуды в РФ. Таким образом, доля внутреннего производства в первом полугодии 2023 года составила 95 %. Экспорт из нашей страны незначителен из-за доминирования на мировом рынке китайских изготовителей. Ожидается, что импорт будет сокращаться, а потребность на внутреннем рынке будет удовлетворяться местным производством, особенно среди крупных потребителей.
Изменения, касаемые ситуации в сфере экономики за крайние 2 периода привели к значительным переменам на рынке России в области одноразовой посуды. Эти перемены затронули промышленную деятельность, экспортно-импортные мероприятия и логистические потоки. Ценовые компоненты были существенно скорректированы, что также повлияло на участие всех индикаторов в общий объем рынка одноразовой посуды. Представители рынка пережили адаптационное время и вслед за этим стала отмечаться общая тенденция на восстановление и совершенствование в новых подающих надежды областях, включая товарный/ассортиментный анализ. Доходы львиной доли представителей рынка значительно изменились из-за корректировки цен.
Динамика объема реализации одноразовой посуды оценивается как равнозначная по натуральным и денежным показателям. Структура отгрузок этого товара как на рынке в России, так и в остальном мире остается привычно-установившейся, отмечается тенденция к увеличению доли экспорта внутри страны. До 2023 был сокращен экспорт одноразовой посуды в Словакию, одновременно с этим увеличивался объем поставок на рынки Белоруссии и Казахстана.
Из года в год все большее количество предприятий переходят на экологически чистую посуду, уходя от пластмассовых изделий. Эта тенденция сохранится в будущем, с увеличением мирового рынка биоразлагаемой посуды. В нашей стране пока наблюдается отставание от европейских показателей из-за неимения законодательного лобби и предпочтений потребителей. Однако в предстоящие годы и на мировом, и на отечественном рынке будет наблюдаться уход от пластмассовой посуды к биоразлагаемой. Необходимо подчеркнуть, что доля биоразлагаемой упаковки на рынке РФ по-прежнему составляет 25%, в то время как в некоторых других странах она достигает 60%.
В этом году основным трендом станет применение экологически чистых материалов в целях производства посуды. Будут созданы экологически чистые альтернативы изделиям из пластмасс, такие как стеклянные и керамические, которые станут вполне распространенными вариациями и предложат не один лишь стильный дизайн, а также будут способствовать охране экосистемы. Помимо этого, разработчики станут заниматься энергоэффективностью и сокращением выбросов парниковых газов, а также будут искать новые методы по переработке и утилизации отходов при создании посуды.