Российский рынок упаковочных материалов в новых реалиях

Российский рынок упаковочных материалов в новых реалиях | "АЛМИ Трейд"

  Несмотря на то, что сфера производства упаковки, одноразовой посуды и ранее сталкивалась с рядом сложностей, именно кризис, произошедший в отрасли в начале 2022 года, является уникальным. В то время как раньше российский рынок сталкивался с универсальными и характерными для всех представителей отрасли трендами и тенденциями (например, снижение спроса, падение покупательной способности), в этом году отрасль столкнулась с порожденным очередным пакетом санкций дефицитом целого ряда товарных и сырьевых позиций. К списку дефицитных товаров можно отнести гофроупаковку, асептический картон, ПЭТФ-бутылки, крышки для бутылок, влагостойкие бумажные этикетки и целый ряд важнейших для сферы добавок, отбеливателей, красок, клеев и так далее.

  Целлюлозно-бумажная промышленность, на которую приходится более трети (36 %) от всех упаковочных материалов, претерпела значительные изменения с февраля текущего года. Пожалуй, абсолютно каждый потребитель столкнулся с последствиями возникшего на российском рынке дефицита офисной бумаги, однако большие изменения претерпела и упаковочная сфера.

  Так, одним из крупнейших событий для отрасли стал уход с российского рынка бренда Tetra Pak, ведущего производителя асептической упаковки, на долю которого приходилось более 70 % выпуска вышеупомянутой продукции. Несмотря на передачу компанией своего бизнеса российскому менеджменту, с октября возобновившему выпуск упаковки в полноцветном дизайне, но уже в рамках предприятия АО «Упаковочные системы», в то же самое время, стремясь занять освободившуюся нишу, над созданием российского аналога асептической упаковки в настоящее время уже трудятся Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс и вологодские производители молочных продуктов. Ожидается, что российская альтернатива будет иметь ряд внешних отличий от привычной белоснежной упаковки, что никак не отразится на ее качественных характеристиках, более того, упаковка станет экологичной. Переход на экоупаковку можно назвать ещё одной тенденцией развития отрасли: ожидается, что в ближайшие три года доля экологической упаковки будет неуклонно расти и к концу 2025 составит более половины от выпускаемого объема. Экологичность упаковки определяется ее безопасностью, пригодностью для переработки, способностью к биоразложению.

   Особое внимание стоит уделить и ситуации на рынке этикеток, который пускай в полной мере и не является элементом сектора упаковочных материалов, но напрямую связан с ним. На долю бумажных ярлыков и этикеток приходится без малого 4 % стоимости продуктов на рынке производства целлюлозно-бумажных изделий.

  Безусловно, производство бумажных этикеток и бирок оказалось в затруднительном положении в условиях стремительно взлетевшей стоимости и явного дефицита бумаги, наблюдавшегося весной текущего года. Ситуация усложнялась нехваткой химикатов и запчастей, необходимых для трансформации бумажного волокна в необходимое для использования в производстве состояние. Для нормализации ситуации и отладки производственных процессов в условиях новой реальности потребовалось несколько месяцев, однако уже к августу удалось устранить большинство сложностей, возникающих при производстве бумажных ярлыков и этикеток, и, как следствие, стабилизировать цены на данный тип продукции.

  Также важно отметить, что в то время как ряд упаковочных позиций оказался дефицитным на внутреннем рынке, в отношении других позиций явно наблюдается кризис перепроизводства, связанный с тем, что пакет санкций стран ЕС ограничил не только импорт в нашу страну, но и полностью перекрыл возможности для экспорта из России картона и крафт-бумаги, что вызвало избыток продукции, и, как следствие, обрушение цен на отечественный гофрированный картон.

  Не менее чувствителен к изменениям оказался и сектор упаковки из полимерных материалов, на долю которого приходятся максимальные 38 % от общего объёма.

  В условиях усиления санкционных ограничений, нестабильности валютных курсов, разрыва привычных и устоявшихся логистических цепочек, дефицита импортного сырья и компонентов рынок пластика претерпел значительный ценовой рост (различные сегменты продемонстрировали в марте рост цен в диапазоне 10-50 %). А ряд производителей и вовсе столкнулся с невозможностью продолжения выпуска привычной для себя продукции в условиях дефицита компонентов, что заставило производителей осуществлять поиск не только альтернативных поставщиков, но и тестирование новых технологий и методов производства. Так, компания "Данафлекс", специализирующаяся на выпуске пленки и гибкой упаковки для продуктов питания и средств гигиены, в тесном взаимодействии с СИБУРом протестировала возможность выпуска упаковки без использования дефицитных импортных клеев: вместо этого на производстве используют способ ламинации расплава полиэтилена, что позволяет создать упаковку из мономатериалов (ПЭ или ПП).

  Таким образом, несмотря на сложности, созданные для многих производственных сфер введенными экономическими, товарными ограничениями, производственный сектор нашей страны в сжатые сроки осуществил и продолжает реализовывать политику по импортозамещению, созданию собственной производственной базы, отвечающей требованиям текущего времени.